«Функциональная грамотность учителя – основа функциональной грамотности ученика»

Основные инструменты, типы заданий, формирующие функциональную грамотность, критерии для оценки её сформированности – всё это обсуждалось на педагогическом совете, прошедшем 22 ноября 2022 года в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №144», тема которого «Как формировать функциональною грамотность у современных учеников».
Понятие функциональной грамотности школьников появилось еще в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных жизненных ситуациях.
С связи с этим, важным вопросом является совершенствование профессионального мастерства учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения, что и являлось целью педагогического совета. Заявленной цели отвечала групповая форма работы педагогов.
Учителя, совместно с к.п.н., доцентом, заместителем директора Института дополнительного образования ОмГПУ Рабочих Татьяной Борисовной, обсуждали сущность понятий «функциональная грамотность», «базовая функциональная грамотность», «грамотность», «читательская грамотность», «естественнонаучная грамотность», «математическая грамотность» и др., а также познакомились с методикой формирования и оценивания функциональной грамотности школьников.
Результатом групповой проектной работы учителей на педагогическом совете стали составленные рекомендации для коррекции деятельности учителя-предметника по формированию функциональной грамотности обучающихся.