Школьная служба медиации

Положение о школьной службе примирения (медиации)

План работы школьной службы медиации

Служба медиации создана на базе БОУ «СОШ №144»  для разрешения конфликтных ситуаций. Медиатор является третьим, независимым лицом, который помогает конфликтующим сторонам в разрешении напряженной ситуации:

    • восстановление контакта родителя с ребенком;
    • помощь в разрешении трудностей в общении с ребенком;
    • помощь в разрешении конфликтов с одноклассниками и ребятами из других классов.

Медиатор не “лечит”, не “судит”. Он помогает решить проблему посредством диалога.

Руководитель службы школьной медиации:  Иванова Инна Михайловна – педагог-психолог

Обратиться в службу медиации можно лично в кабинет № 314а

Члены службы школьной медиации:

    • Иванова Инна Михайловна – педагог-психолог
    • Лимачко Юлия Николаевна – социальный педагог

Служба медиации в БОУ «СОШ № 144» – это команда взрослых и подростков, которая стремится:

    • разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
    • дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человек личность, достойную уважения;
    • снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

Целями службы являются:

    • популяризация среди обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов альтернативных способов разрешения конфликтов, развитие культуры диалога;
    • помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов медиации;
    • создание альтернативы административному способу реагирования на конфликты, содействие снижению количества административных обращений;
    • повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса, в том числе в сфере эффективной коммуникации в конфликте.

Медиатор – нейтральный посредник, который помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны.

Школьная служба медиации (ШСМ) — это команда людей, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание, примирение и заглаживание вреда.

Ядром этой работы является процедура переговоров между сторонами конфликта, называемая «программой примирения».

Медиатор помогает всем участникам услышать и понять друг друга, а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем. На программах примирения обсуждаются не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, чувства, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, а также возможность возмещения ущерба самим нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, и то, каким образом сообщество может в дальнейшем участвовать в судьбе сторон конфликта.           Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт.

Что такое медиация?

Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» — посредничать.

Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

Если вы:

  • …поругались или подрались;
  • …у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика;
  • …если вас обижают в классе и вы не можете разрешить эту проблему самостоятельно,

 то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).

Как работает школьная служба медиации?

  • Проводит программы примирения только при добровольном участии всех сторон конфликта.
  • Это альтернативный путь разрешения конфликта.
  • Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ МОЖЕТ БЫТЬ РАССМОТРЕНА СЛУЖБОЙ

  1. Стороны признают свое участие в конфликте или любой другой ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
  2. Сторонам больше 10 лет.
  3. Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т. п.).
  4. Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого.

Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к руководителю (куратору) школьной службы медиации или к сотрудникам школьной службы медиации, или можно обратиться по электронному адресу (адрес электронной почты СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ).

После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон;
  • каким образом разрешить ситуацию;
  • как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

НА ВСТРЕЧЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

  1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
  2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
  3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
  4. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Пример конфликта и разные пути для его разрешения