Как заинтересовать ребенка выбором будущего

💭Подумайте вместе, зачем вообще человеку требуется профессия. Рассмотрите на примерах, что включает в себя та или иная деятельность, созвучна ли она с желаниями и способностями ребенка.

💭Решает — подросток, взрослый — лишь помогает.

💭Придумайте с ребенком образ идеальной жизни. Потом объясните ему: промежуток между ожидаемым будущим и точкой «сейчас» — это целый путь. Желаемое не появится перед ребенком в ту же секунду, на его осуществление уйдет какое-то время, а иногда и годы.

💭10 целей — 10 шагов. Попросите ребенка написать 10 целей, которые ему хотелось бы достичь к 25-ти годам. После он должен описать 10 шагов, способных помочь ему в их достижении. Важно регулярно формировать у подростка причинно-следственную связь: любое действие, направленное на достижение цели, будет иметь эффект.

💭Читайте, смотрите, пробуйте. В интернете есть информация обо всех компетенциях, анализируя ее, проще сделать правильный выбор. Можно устроить соревнования: кто соберет сведения о большем количестве профессий. Увлеченно обсуждая их, дети с удовольствием включатся в профориентационные мероприятия.

💭Хочу, могу, надо. Поделите лист бумаги на три блока. Первый — что подросток хочет делать в профессии, второй — что он может делать, третий — что необходимо будет делать. Здесь важно учесть нюанс: десятиклассник порой сам не знает, что входит в функционал выбранной области. Поэтому будет лучше, если вы пропишете, чего он делать категорически не хочет. Подкрепляйте каждую «хотелку/нехотелку» конкретными примерами. Так выбор ребенка будет более осознанным.

💭Формат интересующей работы. Установка «не хочу работать на дядю» обычно транслируется взрослыми, школьник ее просто повторяет. Но каждый формат (найм, фриланс и т. д.) имеет свои преимущества. Возможно, именно этому ребенку будет комфортно в роли исполнителя. Другой — хорошо справится с проектной деятельностью, поскольку ему сложно работать в жестких рамках, а третий — обретет счастье и успех, открыв свой бизнес.

💭Сужаем круг. Как уже говорилось, изменения мира сказываются на всех профессиональных направлениях. Можно выделить восемь сфер деятельности: техника и устройства, творчество, общение и взаимодействие, сервис и помощь, управление и организация, информация, природа, спорт и туризм. Важно донести до подростка: все профессии сочетают в себе сразу несколько типов деятельности и требуют различных навыков.