Обновленный ФГОС

Обращение директора департамента образования Администрации города Омска к родителям в связи с переходом на обновленный ФГОС (читать — .pdf, 51,0 Кб)

День добрый, уважаемые родители и ученики!

В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 (смотреть ниже) и № 287 (смотреть ниже) утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС НОО и ООО), а также определены первоочередные мероприятия и задачи подготовки к введению обновленных ФГОС НОО и ООО в штатном режиме в Омской области.

О принципах обновленных ФГОС НОО и ООО

Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологические подходы к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Основой   организации    образовательной    деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия учащихся, состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.

В обновленных ФГОС НОО и ООО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.

Об основных изменениях в обновленных ФГОС НОО и ООО

Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся.

Детализация и конкретизация образовательных результатов определяют минимальное содержание рабочих программ по учебным предметам и дает четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной организации и т.д.

Среди основных изменений обновленных ФГОС НОО и ООО необходимо выделить следующие

Изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ, произошли изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне, введено понятие «учебный модуль».

В обновленных ФГОС НОО и ООО детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и собственно учебного процесса. Обозначены виды воспитательной деятельности как способы достижения личностных образовательных результатов.

Об особенностях приема обучающихся

Прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, прекращается 1 сентября 2022 года.

Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2022 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации для обучения по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года № 1897 и от 17 мая 2012 года № 413, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, за исключением случаев готовности образовательной организации к реализации обновленных ФГОС НОО и ООО и наличия согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по программам начального общего и основного общего образования.

Последовательность действий по переходу на обучение в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Омской области:

  • 2022/2023 учебный год – 1 – 4 классы; 5 – 8 классы;
  • 2023/2024 учебный год – 9 классы.

Таким образом, наряду с обязательным зачислением на обучение учащихся  1 и 5 классов по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, в 2022/2023 учебному году в Омской области в соответствии с решением Совета при Министерстве образования Омской области по качеству общего образования (протокол от 23.12.2021 № 5) обеспечивается переход на обучение в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО  2 – 4 классов и 6 – 8 классов.

Министерством просвещения РФ утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)

Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов НОО и ООО (Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03)

Изменения в новых ФГОС НОО и ООО

Отличительные особенности нового ФГОС НОО: основные изменения и акценты

Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО: содержание, механизмы реализации (Академия минпросвещения России)

Сравнение обновленных ФГОС 2021 и ФГОС 2009-2010(Академия минпросвещения России)

Методологическая основа обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО и требования к результатам освоения программ (Академия минпросвещения России)

Зырянова А.А. Об особенностях обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО (из выступления на «Векторе образования»)

Дмитрий Александрович Метелкин: «Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО»